Там, на неведомых дорожках...
Двадцатого сентября на кафедре зарубежной литературы филологи-ческого факультета ВГУ состоялся вечер, посвященный готике. На нем были зачитаны доклады о готической литературе и об авторах, писавших в этом стиле. Оказывается, готическая литература как самостоятельный жанр развилась в Англии в конце XVIII века, а праро-дителем ее явилась эпическая поэма, появившаяся в XII веке. Эпическая поэма - это повесть о героическом прошлом Запада: во Франции - это "Песнь о Роланде", в Германии - "Песнь о нибелунгах", у Испанцев - "Песнь о Сиде". Изначально "готический" озна-чало "варварский", так как слово проис-ходит от названия племени готов, разру-шивших античную культуру. Но когда готический роман появляется в Европе и становится одним из популярнейших видов литературы, слово приобретает иное значение - "рыцарский", "средне-вековый". Основоположником готического романа является Хорес Уолпол, который родился в Англии в 1717 году (это был последний год "охоты на ведьм", инте-ресное совпадение, не правда ли?). Он интересовался культурой средневековья и, располагая достаточным состоянием, построил в предместьях Лондона замок Строберри Хилл, выполненный в готи-ческом стиле. Наиболее известным рома-ном Уолпола является "Замок Отранто", сюжетом для которого послужил странный сон автора: гигантская рука в рыцарской перчатке, лежащая на перилах лестницы древнего замка. Вообще, место действия готических романов - это старинные замки, руины монастырей, сырые подземелья, склепы. Измена, пердательское убий-ство, кровосмешение, проклятие, которое легло на род убийцы, и, наконец, воз-мездие - примерно по такой схеме строятся все они. В произведениях царит мисти-ческая обстановка, атмосфера ужаса, предчувствие чего-то неотвратимого. Таинственные знаки, обряды, знамения, загадочные и пугающие образы, фигуры в темных узких коридорах - все это неотъемлимые части го-тического романа. Кроме романа Уолпола обсуждались произведения Мэттью Грегори Льюи-са, Уильяма Бэкфорда, Эрнста Т. А. Гофмана, Оскара Уайльда. Несмотря на принадлежность к одному стилю, все эти авторы разительно между собой различаются. Например, Льюис в своих романах делает упор на нагро-мождение сверхъестественных собы-тий, ужасов, преступлений. Так, в романе "Монах" главный герой - монах Амбросио губит душу поклонением Сатане, и эта история читается с со-дроганием. В романе "Ватек" Уильяма Бэкфорда герой - хан Ватек - тоже вступает в сговор с Дьяволом и закан-чивает жизнь в страшных муках на "за-дворках" ада. Еще много о готической литера-туре было рассказано на этом вечере, но все, к сожалению, описать невоз-можно. Разумеется, кто-то любит эту литературу, кто-то ее не приемлет, но факт остается фактом: она есть, и ее роль в формировании современной "литературы ужасов" неимоверно велика.Яна ПРУДКАЯ