Чур и другие
Домовому в его хлопотах и проказах помогают коргоруши (коловерши). Эти помощницы похожи на кошек, чаще черных. Пошалить они любят не меньше своего патрона: нередко коргоруши приносят хозяину деньги и припасы из других домов, воруя их из-под носа соседа-дворового — злого духа, который по поверьям, мучил и губил скот и доставлял немало головной боли хозяевам. Из-за этих краж дворовые ссорятся, а во время подобных скандалов коргоруши чувствуют себя как рыбы в воде: колобродят вовсю, бьют посуду, в доме все вверх дном, дым коромыслом! И-и-эх, разгуляюся!
Домовой тоже не прочь “облагодетельствовать” свои хоромы за чужой счет и не брезгует кражами. О борьбе между домовыми за собственные интересы немало говорят народные предания. Дело все в том, что у русских крестььян четко разделялись домовые свои и чужие, понятие “черты”, “межи” было почти священным. Поэтому к культу домового вплотную стоял культ другого покровителя очага и хозяйских владений — Чура.
Само его имя происходить от глагола “курить”, то есть жечь. Как и домовой, Чур был связан с почитанием огня и очага, а также умерших предков: другая форма имени — “щур”, сохранившаяся в слове “пращур”. Белорусы, к примеру, полагали, что у каждого дома — свой Чур.
Его “список услуг” разнообразен. Чур считался хранителем поземельных владений, полей и пашен, принадлежавших одной семье. Вообще Чур — это бог межи, которую не дерзали переступать враждебные духи. Отсюда — слова “чересчур” и “чураться”, призывание Чура в случае опасности — “чур меня!”, — порой бессознательное.
Чур был в заклинаниях и божеством, освящающим право собственности: “Чур вместе, или одному”, “Чур мое!” — воскличцали славяне при нечаянной находке. Понятие собственности у них опять же связывалось с домашним очагом, так что Чур был первым своего рода юридическим лицом. Мог он выступать и карателем насмешника и обидчика.
Принялась я было за маруху с кикиморой, но, видно, эти кумушки требуют более подробного разбирательства. И потом… женщина есть женщина, пусть и мифологическая: о ней разговор особый.
Татьяна ВОРОНОВА |