Поет неведомая Птица
…Как холодно было душе среди нагромождений слов и образов
немыслимых, среди огромных восклицательных знаков, среди того хаоса
мыслей, в котором и не ночевала гармония. Повсюду слышался механический
скрежет технического прогресса, иногда прерываемый выкриком лозунга,
усиленным рупором. Душа рванулась дальше во времени и пространстве, но
опять попала не туда — на той планете росли цветы, у которых не было
корней… И долго так искала она искренней правды, без которой невозможно
жить, искала свою родную планету, свою Россию. И наконец увидела синее
небо, отраженное в широкой, спокойной реке, увидела белые березы и
деревенские домики, услышала простую песню, наполнявшую собой небо… Так
приходят к поэзии Анатолия Передреева, творившего в годы расцвета
эстрадной поэзии, в которой зачастую не было ни искренности, ни особого
смысла. Поэт восставал против формализма, не оправданного ничем
новаторства, требовал от себя и от других в стихах прежде всего
искренности, сердечной простоты. “В стихах имярека нет души”, — было самым
жестоким его приговором. В эти годы Передреев чувствовал себя
призванным восстановить связь с лучшими образцами классической русской
поэзии XIX века. Этот путь был несовместим с благополучием в жизни, с
получением премий и наград. “Талант поэтический не совпадает с искусством
безбедно жить, — говорит Василий Белов в предисловии к книге А. Передреева
“Лебедь у дороги”. — Николаю Рубцову и Анатолию Передрееву надо было не
просто жить, надо было суметь выжить… они остались верны настоящей поэзии…
и оба погибли…” Русская душа и русская судьба — вот что вы найдете в
стихах поэта, простота и святость русской жизни, стоящие бок о бок, будут
в них. Возвращаюсь к простым вещам, К свету малому в малом
окошке, Приобщаюсь к дымящимся щам, Приручаюсь к домашней
ложке. Так томяще, щемяще так Пригибаться в скрипучие
двери… Глажу рыжую спину кота, Словно редкого странного
зверя! Задеваю стол и кровать, Как слепой, прикасаюсь тихо… И
гляжу на закате на мать. Мать сидит на скамейке тихо. Я не видел ее
никогда! Я склоняюсь к своей старухе, — Что глядит она так? И
куда? Отчего так сложены руки?.. Это не только мать поэта, это сама
Россия с ее вечной загадкой. Видели ли мы ее? Всматривались ли в лица
своих родителей? Своего рода? Для Передреева Россия и деревня —
источник всего самого светлого в нашей жизни. В двадцатом веке деревня
много перетерпела, но в сердце своем осталась та же — так считал поэт. Но
было над чем задуматься… Околица родная, что случилось? Окраина,
куда нас занесло? И города из нас не получилось, И навсегда утрачено
село. Взрастив свои акации и вишни, Ушла в себя и думаешь
сама, Зачем ты понастроила жилища, Которые ни избы, ни дома? Как
будто бы под сенью этих вишен, Под каждым этим низким потолком Ты
собиралась только выжить, выжить, А жить потом ты думала,
потом… Понимаем ли мы сейчас, куда нас занесло? Понимаем ли, что без
таких понятий, как Вера, Лююбовь, Родина, без бережного отношения к
прошлому мы можем забыть где-то на чужой, неласковой планете свою душу? Но
я верю, что, пока есть на Земле настоящие поэты, этого не
случится. Пускай закружат времена Своею музыкою дикой. Но
позабытая весна Лица коснется паутинкой!.. …Встает луна из
темноты, Поет невидимая птица. И так поет она, что ты Не можешь в
мире заблудиться.
Елена ИГНАТЬЕВА |